|
Вознесенская с. Вознесенского на Обноре, зданием каменная
с таковою же колокольнею и оградою, построена в 1819 г. усердием прихожан
вместо деревянной, принадлежавшей мужскому Вознесенскому монастырю,
упраздненному в 1764 г. Престолов в церкви три: в настоящей летней, во
имя Вознесения Господня, в теплой зимней - во имя Евфимия Суздальского
чудотворца (1 апреля). Расстояние
по прямой до
Ярославля 101 в., до
Любима 18,5 в. Ближайшие церкви:
Воскресенская с. Воскресенского на Обноре
в 2 в. и Афанасьевская с.
Афонасьевского в Банеуни в 6,5 в.
[58, с. 290]
В середине XVI в. по
административно-территориальному делению монастырь писался в Служне стану
Костромского
уезда. В 1545(?)
г. "Сотная с книг Костромского уезда по новому письму Поярка Ильича
Квашнина с товарыщи: "В Костромском уезде в Служне стану монастырь
община на реке на Обноре, а в нем церковь Вознесение Господа нашего. Да
под тем же монастырем мелница болшое колесо на реке на Обноре...". В XVII в. по
административно-территориальному делению монастырь входил в
Ярославский уезд в Служень стан.
По церковно-административному делению обитель относилась к Костромской
десятине. В Ярославских писцовых книгах 1627 - 1629 гг.
в Служне стану упоминается "монастырь общий Вознесенский на
Обноре, а в нем церковь Вознесения Господня новая, древяная, верх
шатров, не освящена, в церкве образ местной Вознесения Христова, образ
пречистыя Богородицы, двери царские, столпцы и сени и деисус на
празелени, да другая церковь теплая во имя Введения пречистыя Богородицы древяна ж, а в ней образ местный честнаго и славнаго
Ея Введения, да
образ страстотерпцев Бориса и Глеба в киоте, а на других дсках
преподобнаго Михаила Малеина, да святаго мученика Феодора иже в Пергии,
в обеих церквах запрестольные образы пречистыя Богородицы на красках, да
в том же теплом храме деисус на краске, а в нем семь образов. А книги в
церквах евангелие напрестольное печатное, евангелисты медные позолочены,
октаи полные на восемь гласов письменные, шестодневец печатной,
служебник печатной, триодь цветная печатная, а другая триодь постная
письменная, половина пролога, книга измарагд, часословец, три псалтыри
письменныя, апостол письменной, часовник печатной, минея общая печатная,
другая месячная печатная-ж, книга патерик скитской, канунник письменной,
трои ризы полотняныя, два стихаря полотняные ж, сосуды церковные оловянны, да на колокольнице пять колоколов, строенье монастырское, да
на монастыре в келье игумен Филарет, в келье келарь Александр, в келье
казначей Никандр, да три кельи братския, а в них старцов десять человек".
[ЯЕВ, 1873 г. № 43. Часть неофициальная, "Церкви Ярославской епархии по писцовым книгам 1627,
1628 и 1629 годов.", с. 352] В
материалах для истории Костромской епархии в 1639 г. упоминается церковь
"Вознесение Христово
монастырь общей, дани по грамоте вдвое".
В феврале 1640 г. "по книгам Вознесенскаго общаго
монастыря белаго попа Савы с почеревной памяти пошлин 4 алтын, а с той
же почеревные памяти пенных денег 2 рубля 4 алтын 1,5 деньги, платил
костромитин Петр Шишкин, а ему дана государева патриарша грамота на
Кострому вознесенскаго монастыря к игумену Филарету, велено ему тово
мужика, который у той жонки ребенка добыл, сыскать, а сыскав те пенные
деньги доправить и отдать ему Петру". 1643 г.
ноября в 18 день запечатана настольная грамота
черного священника Кирила постриженика Ярославского уезду
Служня стану Вознесенского монастыря, что на реке на Обноре. Быти
ему в игуменех в том же Вознесенском монастыре. 1643
г. ноября в 22 день запечатана благословенная
грамота по челобитью Ярославского уезду Вознесенского монастыря, что на
реке на Обноре, игумена Кирила на один престол Введения Пречистые
Богородицы. В
1676 г. отмечено: "Ярославль". По описи, составленной в 1764 г., в
Вознесенском
монастыре были следующие церковные здания: 1) Деревянная Вознесенска
церковь с приделом входа в храм Пресвятыя Богородицы... 2) Над св.
воротами была деревянная осмериковая колокольня с 4 небольшими
колоколами...
[48, с. 174],
[60, с. 197-198],
[63, с. 148],
[64, с. 21] |
|