|
Воскресенская с. Воскресенского на Обноре, зданием каменная
с таковою же колокольнею, сооружена в 1825 г. тщанием прихожан и разных
жертвователей на месте бывшей деревянной Покровской церкви. Церковь
состоит из двух отделений, в восточной холодной половине престолов два:
во имя Воскресения Христова и во имя прп. Сильвества (25 апреля); в
западной теплой половине тоже 2 престола - на правой стороне Сретения
Господня, а на левой стороне Покрова Пресвятые Богородицы. На этом месте
прежде был Воскресенский на Обноре мужской монастырь, упраздненный в
1764 г. Главная драгоценность Воскресенского храма - это мощи прп.
Сильвестра. Святый Угодник почивает под церковью, на южной стороне
холодного храма. Гроб с мощами в деревянном склепе, над которым в церкви
возвышается рака с его изображением. Особого внимания заслуживают: 1)
Икона Нерукотворенного Спасителя, с древнею надписью: "сему образу
Господа нашего Иисуса Христа молился Преподобный Отец наш Сильсестр".
Этою иконою, как говорит предание, Св. Сергий благословил
Сильвестра, отпуская его в пределы Обнорские. 2) Икона св. Сильвестра
Обнорского, шитая золотом и шелками, на которой вверху, на левой стороне
вышита следующая надпись: "1664 года дал в дом Сильвестру Чудотворцу
покров, черный старец Сильвестр на Обнору реку по себе и родителех". В
50 саженях от церкви деревянная часовня на том месте, где по преданию,
прп. Сильвестр беседовал с приходящим к нему народом. Расстояние
по прямой до
Ярославля 99 в., до
Любима 17 в. Ближайшие церкви:
Вознесенская с. Вознесенского на Обноре в
2
в., Предтеченская с. Кодорова в 4 в. и
Богородицкая с. Парфеньева в 5 в.
[58, с. 290]
В XVII в. по
административно-территориальному делению монастырь входил в
Ярославский уезд в Служень стан.
По церковно-административному делению обитель относилась к Костромской
десятине. В Ярославских писцовых книгах 1627 - 1629 гг.
в Служне стану упоминается "монастырь общий Воскресенской на реке Обноре, а в нем церковь во имя Воскресения Господа нашего Исуса Христа древяна, а в церкви образ местный Воскресения Христова, да образ Похвалы
пречистыя Богородицы, да образ великаго чудотворца Николы в киоте с
деянием на празелени, двери царския и столпы и деисус на красках, да
напрестольная Богородица на краске-ж, да крест выносной на золоте,
паникадило древяное, сосуды церковные оловянные, кадило медное; да книг:
евангелие престольное письменное тетр, апостол письменной тетр, псалтырь
печать Московская, минея месячная во весь год, треодь постная и цветная,
октаи полные на восемь гласов, две псалтыри следованьем, три трефолоя,
шестодневец, минея общая ветха, часословец ветх, четья книга Ефрема
Сирина, три пролога на год без чети, Златоуст, пол уставье, да
богородичен, все письменныя, три свечи поставныя небольшия, ризы
камчатныя белыя, оплечье атлас золотной, да трои ризы полотняныя, оплечья выбойчатыя, стихарь дорогильной
брусничнаго цвета, оплечье и опушка камка цветная; патрахель атласа
золотнаго, пугвицы оловянныя, два стихаря полотняные, оплечье
выбойчатое. Да другая церковь теплая во имя Сретения Господня древяна,
клетцки, в церкви образ местной Сретения Господня, двери царския, столпцы и сени и деисус, да другой деисус в трапезе, да образ пречистыя
Богородицы напрестольной, все на празелени; сосуды церковные оловянные,
кадило медное ветхо, да на престоле евангелие письменное тетр, да на
колокольнице колокола, строенье монастырское. А в монастыре в келье в
игумново место черной поп Иона, да четыре кельи, а в них живут братий
пять старцов, да пять келей пустых".
[ЯЕВ, 1873 г. № 44. Часть неофициальная, "Церкви Ярославской епархии по писцовым книгам 1627,
1628 и 1629 годов.", с. 356-357] В
материалах для истории Костромской епархии в 1628 г. упоминается церковь
"Воскресение Христово
монастырь общей". В сентябре 1643 г.
упоминается "Ярославского уезду патриаршей десятины Воскресенский
монастырь, что на реке Обноре". По грамотам царя
Михаила Федоровича, обители принадлежали в Костромском
уезде в Служне стану, деревни: Ананинское, Ряполово, Губинены,
Парфеньево (?), Флорьцово и Выползово с пустошами. Расстояние между с.
Воскресенским и д. Фрольцево менее километра. [Прим.
сост.] Грамота патриарха Никона на построение Покровской церкви над гробом
преподобного Сильвестра Обнорского: "Божиею милостию, се аз смиренный и
великий государь, святейший Никон, патриарх Московской и всея великия и
малыя и белыя России. Бил нам челом приказу Большаго Дворца подъячей
Григорей Старков, а в челобитной его написано: в прошлом 1654 годе, по
государеву указу, посылан он был в Черкасы к гетману к Богдану
Хмельницкому о государевых делах наскоро трожды, и в тех де посылках
многу себе тесноту видал и обещался построить в Ярославском уезде, в
Воскресенском монастыре, церковь во имя Покрова Пречистые Богородицы над
гробом преподобнаго чудотворца Сильвестра Обнорскаго, а над тем-де
гробом стоит часовня, а церкви нет. И нам бы ево пожаловать, велеть в
том Воскресенском монастыре над гробом чудотворца Сильвестра построить
церковь во имя Покрова Пречистые Богородицы, и велеть ему на ту новую
церковь лес ронить, и антиминс дать, и освятить. И аз, смиренный и
великий государь, святейший Никон, патриарх Московский и всея великая и
малыя и белыя России, ево, Григорья, пожаловал благословил, велел ему на
тот новый храм лес ронить и в том лесу, над тем гробом преподобнаго
чудотворца Сильвестра Обнорскаго, воздвигнути новый храм во имя Покрова
Пречистые Богородицы, и на той новой церкве велел учинить главы круглы,
не высоки, а царские двери были б на одном брусу, а которая над тем
гробом поставлена часовня, и тою часовню разобрать, а как тот новый храм
(построится) велеть и антиминсы дать и освятить попу со диаконом по
правилам святых Апостол и святых Отец. Писан на Москве лета 1656 года
февраля 20 дня". В
1676 г. отмечено: "Ярославль". По описи, составленной в 1764 г., в
Воскресенском
монастыре были следующие здания: 1) Соборная Воскресенская церковь
деревянная... 2) Деревянная церковь в честь Покрова Богородицы, ветхая...
3) Деревянная церковь в честь Сретения Господня, теплая... 4) Деревянная колокольня,
рубленая в лапу, трех-этажная, крытая тесом...
[48, с. 173],
[60, с. 190-194],
[64, с. 14] |
|