|
"Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на кладбище" г. Любим,
зданием каменная - приходская. Престолов в церкви три: в летней - холодной
- Введения во храм Пресвятыя Богородицы, в теплой, с правой стороны -
Спаса Нерукотворенного Образа, с левой - во имя св. Василия Блаженного
Московского чудотворца. Построена в 1786 г. тщанием и иждивением купцов
Сажиных. Расстояние
по прямой до
Ярославля 89 в. Ближайшие церкви:
Троицкая на рву
в 0,4 в., Богоявленский собор в
0,8 в., Христорождественская с. Носкова
в 6 в.
[58, с. 287]
В XVII в. по
церковно-административному делению церковь писалась в Костромской
десятине. В 1628 г. упоминается церковь
"Афонасия и Кирила
Александрийских чудотворцов монастырь у Убогова дому за рекою за Учею". В
апреле 1635 г. "запечатана грамота благословенная по челобитью Любима
города от Убогово дому Афонасьевскаго монастыря черного попа Ондреяна на
один престол". В ноябре 1643 г. "запечатана
настольная Костромскаго уезда Колесниковы пустыни Троецкаго монастыря
постриженика, черного попа Генадия, быть ему в игуменах в Любиме городе
в Афонасьеве монастыре". В 1646 г.
"пустыня Афонасия и Кирилла и Введения Пречистые Богородицы, что в
Любиме на посаде, двор скотной, а в нем живет коровник Алешка Максимов". 1703
г. ноября 3, Любимской осады Афонасьевская пустыня, а в ней три церкви
древянныя, две холодныя во имя Всемилостиваго Спаса Нерукотворнаго
четвероугольная, на ней глава на малых боченках обита чешуею, крест
древянный, да у той же церкви придел во имя Афонасия и Кирилла
Александрийских чуд. такая ж четвероугольная, глава обита чешуею, крест
деревянный обит белым железом, а другая [церковь]
на святых вратах во имя св.
Василья Блаженнаго Московскаго чуд. древянная круглая четвероугольная на
осмериках, третья церковь древянная во имя Введения Пр. Богородицы
плоская теплая, а на тех церквах главы на малых боченках обиты чешуею
древянною, на одной крест железной, а на теплой деревянной, а перед ними
колокольня древянная четвероугольная с шатриком, а на ней 6 колоколов.
[Далее идет подробное описание внутреннего убранства церквей...] В
монастыре в игуменской келье игумен Иосиф, братских 4 кельи, да
хлебенная, а в них один иеромонах, монахов 5, да 2 старика, круг
монастыря ограда деревянная в забор 130 саженей. Да
по сказке игумена Иосифа в прошлых де годех дан в тот монастырь перевоз
на Обноре реке и с него собирается в большую полую воду малое число по
рублю и больше, а в малые воды мимо перевоза ездят и ходят бродом, и тем
сбором не окупается плот и канат и лотки, да им же дается по великаго
государя указам и грамотам руги из Любимских таможенных доходов на свечи
и на ладон и на вино церковное и братии на прокормление по 20 руб. на
год, да им же дана мельница на р. Обноре из приказа большаго двора, а
оброка платили по 6 руб. 6 алтын 4 деньги на год, да 2 мельницы на р.
Уче, а другая на р. Обноре, а оброка платили по 3 руб. 5 алтын на год, а
пашни к тому монастырю 6 четвертей в поле, а в дву потому-ж, да сенных
покосов 50 копен волоковых, а из того государева жалованья построены 3
церкви со всякою утварью и всякое монастырское строение, а что были
великаго государя грамоты и всякие крепости монастырския сгорели в
нынешнем во 1703 г. генваря в 6 день, а были же письма в монастыре в
казенном чулане... В марте 1730 г. "запечатан указ
о строении церкви пригородка Любима Афонасьевской пустыни игумена
Афонасия, велено по прошению его у той пустыне вместо сгорелой церкви во
имя Нерукотв. Спасова Образа построить вновь церковь во имя тот же храм
да вновь придел во имя Афонасия и Кирилла деревянные".
[48, с. 166-169] |
|