|
Троицкая с.
Диевы-Городищи,
каменная, с таковою же колокольнею и оградою, крепка.
Построена в 1787 г.
тщанием прихожан. Престолов три:
1) в летней во имя св. Троицы, а в зимней 2) во имя Николая чуд. и 3)
преп. Сергия Радонежского чуд. Пять часовен: в самом селе две каменных и
две деревянных и пятая, каменная, между деревнями Старовым и Меленками.
Расстояние
по прямой до
Ярославля 17,5 в. Ближайшая церковь
Смоленской иконы Божией Матери в 300 саж. в том же селе.
[58, с. 56]
В XVII в. по
административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд
в стан "Корзла".
По церковно-административному делению приход относился к Костромской
десятине. В 1628 г. упоминается церковь
"Живоначальныя Троицы
села Деева Городища в вотчине князь Ивана Ондреевича да князь Юря
Дмитриевича Хворостининых". . В октябре
1621 г. "князь Юрьева вотчина Хворостинина, село Городище отписано на
государя царя и великаго князя Михаила Федоровича, а в селе церковь
Живоначальные Троицы, да теплая церковь Николы
чуд., ... а в церкви образ месной Живоначальные Троицы на золоте без
окладу, да деисусы, да образ Пресвятые Богородицы на золоте месной, да в
теплой церкви образ Николы чуд. месной, да деисус, да образ св. вел. муч.
Парасковеи, а в церквах книг: евангелие престольное, апостол да охтаи на
осмь гласов да три трефолой все письмяные, да минея общая, да 3 минеи
месячных, да псалтырь печатная, печать литовская, да златоуст, да двои
ризы, два стихаря, сосуды церковные оловянныя, две свещи месных, на
колокольнице 4 колокола. На отказе были троицкие попы Гавриил Семенов,
да Василий Семенов". В 1629 и 1630 гг. "за
стольником за Жданом Юрьевым сыном Колычевым в поместье по государеве
грамоте за приписью дьяков Неупокоя Кокошкина да Бажена Степанова
1627 и 1628 г. и по ввозной грамоте за приписью дьяка
Ивана Переносова 1636 г., что ему дано из князь Григорьевския вотчины
Хворостинина, а после было за братом его за князь Юрьем Хворостининым в
вотчине ж, полсела Деева Городища на реке Волге на устье речки Шиголости
и с тем, что он выменил у Михайла Ладыгина четь того ж села со всеми
угодьи, а другая половина за князь Федором княж Юрьевым Хворостининым по
государеве вотчинной грамоте за приписью дьяка Гарасима Мартемьянова
1618 г., что была вотчина дяди его князь Ивана княж Ондреева
Хворостинина, а в селе церковь Живоначальные Троицы, да в приделах св. ап.
Петра и Павла да Христова муч. Георгия древяны вверх, да теплая церковь
Николы чуд., да придел вел. муч. Парасковеи нарицаемыя Пятницы древяна
клецки на вопчей на вотчинной и поместной земле, а в церквах образы и
свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье прежних
вотчинников, да церковная деревня Попова на речке Шиголости, а в ней во
дворе поп Гаврила, прозвище Второй Семенов, во дворе дьячек Анфимко,
прозвище Богдашко Васильев, во дворе пономарь Лазарко, прозвище Богдашко
Гаврилов сын Второво, во дворе проскурница Оксиньица,... да к томуж селу
торжок, а торгуют съезжаючись из деревень два дни в неделе в воскресенье
да в пятницу, а по государеве грамоте збирается тамга на вотчинника, да
к томуж полуселу место мельнишное на речке на Шиголости".
В ноябре 1630 г. "Федор Кириллов Криницын вотчину полсела
Деева-Городища отказал князь Федору Юрьевичу Хворостинину". В
1646 г. село "в поместье Михаила Жданова сына Колычева и в вотчине князя
Федора Хворостинина, а в селе храм во имя Живоначальные Троицы, а у
церкви келеи, а в кельях живут нищие, кормятся от церкви Христовым
именем, в келье старица Наталья, у нее живет, прибегаючи на время
погорелой бобыль из села, Екимко Онтонов, в келье нищая девка хрома и
увечна Варвара Трофимова, в келье нищая старуха Афроска прозвище
Смиренка, у нее живет на время бобыль погорелой Федотко прозвище Милютка
Васильев, у него сын Куземка кормится в Ярославле, в келье пономарь
Лазарко прозвище Богдашко Гаврилов, у него живет на время погорелой
бобыль Ефимко Иванов, в келье нищей слепой Архипко Васильев да еще 7
келей, - а в них живут нищие и кормятся все Христовым именем. Деревня
Попова, а в ней во дворе поп Карп Гаврилов, во дворе дьячек Богдашко
Васильев, у него сын поп Митрофан прозвищем Федор, да у него ж сын
Ивашко Анфимовы, кормится Ивашко отходя на Москве, во дворе дьякон
Василей Иванов, во дворе дьячек Ивашко Иванов". В 1676 г.
"сей церкви в доимку не писать и данные деньги не спрашивать, потому что
та церковь в прошлом 1673 г. сгорела, а в то место в селе Дееве Городище
построены две церкви: в половине того села боярыни вдовы княгини Елены Борисовны Хворостинины
церковь Николая чудотворца и по окладу Костромския десятины старосты
поповскаго попа Ильи с тое церкви на 1675 г. дани 3 рубля 25 алтын ...
взяты, а в другой половине того ж села стольника Андрея Михайловича сына
Колычева построена церковь Пресвятыя Богородицы
Смоленския и по его Андрееву челобитью и по сказке тое церкви попа
Никифора ... дани положено 3 рубля 2 алтына с деньгою...". В
"1676 г. вышеписанная церковь в приход. окладных книгах патриаршего
казен. приказа стала писаться так: Николая чуд. в вотчине боярыни вдовы
княгини Елены Борисовны Хворостининой в полуселе Дееве городище...". В
1678 г. приписано: "Живоначальныя Троицы и Николая чудотворца". В
1691 г. отмечено: "впредь писать в вотчине боярина кн. Бориса
Алексеевича Голицына". В декабре 1696 г. "боярыня
вдова княгиня Елена Борисовна мужа своего, а боярыня вдова
княгиня Настасья Федоровна князь Юрьева жена Михайловича Одоевскаго и
боярыня княгиня Марья Федоровна князь Борисова жена Алексеевича Голицына
отца своего родовую вотчину полсела Деева городища с деревнями и
с пустошами, с лесы и с сенными покосы и с крестьяны променили в дом
Живоначальныя Троицы в Сергиев монастырь ... в монастырские вотчины, а
против той своей вотчины выменили ... в Белозерском уезде в Суцком стану
деревню, что была пустошь Лукинская с лесом и с сенными покосы и со
всеми угодьи и со крестьяны жило на жило...". В
декабре 1754 г. "вотчины Сергиева монастыря в полуселе Дееве Городище
церковь Живоначальныя Троицы да церковь Николы чуд. деревянные...".
[48, с.
214-216],
[49, с. 44-46] |
|