|
Воскресенская г. Солигалич.
В приходе 2 церкви, обе каменные: а) летняя
Воскресенская,
б) зимняя Богоявленская. Первая
построена в 1669 г., вторая в 1681 г., в то время, когда здесь
существовал мужской Воскресенский монастырь, основанный Галичским князем
Федором Семеновым в 1332 - 1335 г., вследствие особого видения ему на
небе в ночь на Святую Пасху. Этот монастырь был вместе и колыбелью г. Солигалича; отсюда
распространялся свет веры в дальние северные края. В этом монастыре, в
свое время носившим название "лавры", по преданию, начал свои юношеские
монашеские подвиги Московский святитель Иона, уроженец Солигаличского
уезда. Колокольня - в связи с Воскресенским храмом. Оба храма обнесены
каменной оградой с железными решетками.
Кладбище в ограде закрыто уже давно, и в ней нет уже ни намогильных
крестов, ни плит.
Престолы: в Воскресенском храме:
а) в честь Воскресения Христова, б) прор. Илии;
в Богоявленском в) в честь Богоявления Господня
на Иордане,
г) Введения во храм Пресвятой Богородицы, д) во имя вмч. Димитрия
Солунского. Достопримечательность церкви - древний престол главного
алтаря Воскресенского храма, устроенный из камня и кирпича, в виде
четырех столбов. Главную местную святыню составляет напрестольный серебр.
вызол. крест с мощами кн. Феодора и Константина Ярославских.
Расстояние от Костромы 200 в. Ближайшие церкови -
Богородицерождественская соборная и
Николаевская тюремная, городские. [1,
с. 300],
[3,
с. 270]
В 1628 г.
упоминается церковь "Воскресение Христово церковь Дмитрия
Селунскаго у Соли Галитцкия на посаде". "1701 г. сентября 26
в Воскресенском монастыре, что у Соли, церковь каменная во имя
Воскресения Христова о 5 главах, на них 5 крестов, опаянных белым
немецким железом, в церкви Божия милосердия: настоящий образ Воскресения
Христова в киоте, по левую сторону царских дверей Пр. Богородицы Одигитрия в
киоте, Николай чуд. Явленской в киоте, царския двери с евангелисты,
столпцы и сень писаны на золоте разными красками, на северной двери
образ Благор. Разбойник, над царскими дверьми 4 пояса с лики святых,
вверху тех поясов в стене Спасов образ, паникадило медное о 4 ярусах, на
нем 26 подсвешников, у правого крылоса херуговь, за крылосы на правой
стороне у препод. отцев на гробу образ Жив. Троицы, Образ Спаса
Нерукотв., образ Аврамия Городецкого и Макария Унж. чуд., на левой
стороне у препод. отцев на гробу деисус образ Спасителя с Богород. и
Предтечею, Вход в Иерусалим, пр. Иакова Боров. чуд., Ферапонта
Монзенскаго чуд., Знамения Пр. Б, у обоих преподобнических гробов 2
решетки деревянные, писаны разными красками, на жертвеннике сосуды
оловянные, звезда и лжица медныя, копие железное. У той же церкви по
левую сторону придел каменной св. ап. Петра и Павла об одной главе, в
нем местной образ св. ап. Петра и Павла во облацех, Знамение Пр.
Богородицы, царския двери и святители писаны разными красками; у той же церкви по
левую сторону придел каменной во имя св. пр. Илии, в нем местный образ
св. пр. Илии с протчими святыми". "1701 г.
сентября 26 ... Воскресенскаго монастыря иеромонах Иона сказал ... что
... у переписки не явилось церкви деревянной теплой с трапезою во имя
Богоявления Господня с двемя приделы и та церковь с трапезою за
ветхостию созжена, а вместо той деревянной церкви в том же монастыре
построена вновь церковь во имя Богоявления Господня с трапезою и с двемя
приделы каменная о 5 главах, ... в той же церкви по правую сторону
придел Введения Пр. Богородицы, а по левую сторону придел св. муч. Димитрия
Селунскаго".
[45, с.
153], [46,
с. 5-8] |
|