|
Кострома. Церковь "Лазарево воскресение а другой теплой храм
Вход Иеросалим". Упоминается в 1628 г. 1627-1629
гг. "В Глазове улице. Церковь древена, клецки, Лазорево воскресение да
предел Тихона чудотворца. Да церковь другая с трапезою Вход в Иерусалим.
А в церквах образы месные, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и
всякое церковное строенье мирское приходны людей. А церковного причету
поп Афонасей Федоров. А церковное земли и с поповым двором в длину 50
сажен, поперег 26 сажен. Да на церковной земле две кельи, а в них живут
вдовая попадья Овдотьица с сыном с Осипком да бобыль Богдашко -
холщевник. Да церковные ж земли лежит впусте в длину 32 сажень, поперег
25 сажен. Владеют тою землею по старине вдовая Васильевская попалья
Овдотья с сыном с Осипком". В
1653 г. "у сей церкви 2 двора поповы, да в приходе 3 двора средних,
23 двора молотчих, 3 двора бобыльских". В 1711
г. "дана ставленная грамота попу Федору Михайлову, посвящен в попы
преосв. Иоанникием митрополитом Ставропольским в град Кострому к церкви
Лазарева Воскресения...". 1-го марта 1712 г. "г.
Костромы церкви Лазарева воскресенья поп Федор Михайлов в поданном на
имя великаго государя в патриарший казенный приказ прошении писал: "был
я у вышеписанной церкви во дьячках и поставлен я к той церкви в попы, а
у той церкви приход малой, а ругу кою к окладу давали и тое не дают и у
той церкви прокормиться мне будет нечем и в нынешнем 1712 г. договорился
я с столником Федором Ивановым, что служить мне на Москве, у церкви
Николая чуд., что словет у столпа, в приделе преп. Сергия чудотворца с
своим дьячком на руге повсядневно по родителех его и о том прошу дать
перехожую память". 28-го марта 1712 г. "против сей
челобитной в патр. казен. приказе перед казначеем монахом Иосифом
Бурцовым поп Федор в допросе сказал: "в попы де он поставлен по
благословению преосв. Стефана митрополита, преосв. Иоаникием
митрополитом Ставрополским в г. Кострому к вышеписанной церкви на место
дяди своего умершаго попа Стефана Стефанова в 1711 г. и служил де он у
той церкви и до ныне... а ныне де призвал его столник Федор Иванов сын
Янов к церкви Николая чуд., что на Покровке, у столпа в придел Сергия
чуд. на ругу, чтоб ему в том приделе служить ранние обедни по родителех
его и челобитную ему за своею рукою о перехожей дал, потому, что в
том приделе строение его Федора Янова, да и прежде сего в том приделе
годовыя службы были от негож...". Подписано: "отказать". В
1746 г. церковь "Лазарева Воскресения да в приделе Тихона чудотворца". [48,
с. 50-51], [67,
с. 276]
Географическая привязка для
Лазаревской церкви прилагается с сомнением. Где проходила "Глазова
улица" доподлинно не выяснено. В писцовой книге г. Костромы есть
разделы, где дано описание дворовых мест под заголовками "Глазова улица
со всполья. Присуд Спаса Запрудново" и "Улица Мшанская от Убогих дому.
Присуд Спаса Запруднова. Улица Глазова". Можно предположить, что
"Глазова улица" брала начало на северной окраине Костромы в районе
Спаса-Запрудного монастыря, шла на юг и заканчивалась в районе Мшанской
улицы. Условно, дадим Лазаревской церкви координаты утраченой в
XX в.
церкви Крестовоздвиженской, которая, в свою очередь, неизвестно
когда и кем была построена и находилась как раз в предполагаемом месте.
К тому же имеется описание двора кирпичника рядом с "соседней"
Власьевской церковью "У Власья святаго на
Лазаревской стороне подле пруда".
Вопрос открыт.
[67,
с. 78, 169, 333], [Прим.
сост.] |
|