|
Троицкая с. Сандогора каменная, с такою же
колокольней, построена в 1829 г. тщанием прихожан
и доброхотных дателей.
Церковь обнесена каменной оградой. Особо отведенное кладбище имеется на
расстоянии 86 саж., вокруг его устроена каменная ограда. Престолов 3: а) в холодной во
имя Живоначальной Троицы,
в теплой б) во имя святителя Николая Чудотворца, в) во имя прпп.
Сергия Радонежского, Геннадия Костромского и Любимоградского и Феодосия
Тотемского. Расстояние от
Костромы 50 в. Ближайшие церкви:
Преображенский собор Спасо-Геннадиева монастыря Любимского уезда Ярославской
губернии в
2,5 в., Дмитриевская
с. Фоминского в 7 в. и Сергиевская
единоверческая с. Пустынь в 11 в. [1,
с. 37]
В XVII в. по
административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд
в Осетцкий стан. В 1628 г. упоминается
церковь "Живоначальные Троицы Здвиженскаго монастыря в вотчине на
Солмогоре (sic)
на погосте на реке на Костроме". В
костромских книгах кн. Федора Кривоборскаго с товарищи лета 1586 г. и
1597 г. в Осецком стану в вотчинах написано: вотчина
Здвиженскаго
монастыря, что на Костроме внутри города ...[в
частности] ... деревни... Солнагоры на реке
Костроме, ... погост на Салной горе, да к тому ж погосту ез на реке на
Костроме... В 1629
г. "погост на Сальной горе (sic)
на реке Костроме, а на погосте церковь Воскресение Христово
древяна клецки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение
монастырское, да на погосте место церковное Живоначальные Троицы, да
церковных дворов попа Ермолая Иванова, да келья нищей вдовы с сыном".
1703 г. ноября 5, села Обнорскаго на погосте Сангоре
(sic)
церковь во имя Живоначальныя Троицы деревянная шатровая, на ней глава
обита чешуею, крест обит белым железом, да в той же церкви на одном
пороге другой престол Воскресения Христова, на нем особая глава обита
чешуею, а крест обит белым железом...
[далее идет подробное описание убранства
церкви]. Колокольня в 4 угла срублены в лапу,
верх шатровой, на ней крест деревянной, на ней 2 колокола, весу в них 2
и три четверти пуда, а вкруг того монастыря ограда деревянная забрана в
столбы. У той церкви во дворе поп Петр Афонасьев, во дворе вдовой поп
Аврам Борисов, во дворе дьячек Федор Афонасьев, а по сказке тоя церкви
попов, пономаря и просвирни у них нет, а просвирнею управляются они
собою.
[48,
с. 148-149],
[49,
с. 81, 80] |
|