|
Воскресенская
с. Кужбал. В селе 2 храма: 1) деревянный,
построенный прихожанами в 1762 г., с двумя престолами: а) главный в ч.
Обновления храма Воскресения Христова и придельный в ч. Покрова Божией
Матери; 2) каменный, с такой же колокольней, построенный в 1822 г. на
средства прихожан, в форме корабля, с двумя приделами в западной
половине. С 1908 г. этот храм с приделами соединен расширенной до сводов
аркой и сделан весь теплым. Престолов в нем 3: а) главный в ч. Рождества
Пресвятой Богородицы, придельные - б) во имя святит. Николая Мирлик., в)
во имя вмч. Георгия. Оба храма обнесены камен. оградой (в 1866 г.).
Кладбище за селом в 300 саж от церкви, огорожено дерев. изгородью. В
деревянном Воскресенском храме местные иконы древнего греческого письма,
оловянный потир и оловянная дарохранительница, деревянное паникадило и
железн. семисвещник, напрестольное Евангелие и некоторые богослужебные
книги конца XVII столетия. С того же времени, свыше 200 лет при церкви
служат священники из рода Саввы Аввакумова, по непрерывному преемству от
отца к сыну до 6-го нисходящего колена. В приходе 9 деревянных часовен.
Расстояние от Костромы 250 в., от Кологрива 51 в., от торгового посада
Парфеньева 50 в. Ближайшие церкви: Успенская с.
Михалева в 7 в., Троицкая с. Заингиря в 8
в. , Троицкая с. Никитского в 14 в.
и Николаевская с. Турлиева в 20 в. [1,
с. 360]
В XVII в. село входило в состав
Парфеневской осады Галичского уезда. В 1628 г. упоминается церковь
"Воскресение Христово на погосте в Кужболской волости".
В мае 1698 г. "даны два антиминса на старые церкви Воскресения
Христова да Николая чудотворца что в Парфеньевской осаде в Кужбалской
волости". В
июне 1722 г. "деревни Ларионова крестьянин Данило Тимофеев в патр.
казен. приказ писал: "в Галицком уезде в Кужбольской волости церковь
Воскресение Христово, да в приделах церкви во имя Александра Свирскаго,
да чуд. Николая, и оная церковь и с приделами сгорела, а у той церкви
прихожане разных помещиков и вотчины помещика моего, а ныне оную церковь
строить прихожане желают, а без повелительнаго указу не смеем, и велено
мне от всего приходу повелением в Москве просить повелительнаго указу и
прошу дать для строения оныя церкви во имя Воскресения Христова, да
приделы Рождества Богородицы, да Николая чуд. повелительный указ". В
марте 1727 г. "стольник князь Семен княж Михайлов сын Козловский в патр.
казен. приказ писал, что "церковь Рождества Богородицы и Николая чуд.
построены и к освящению со всем изготовлены, а Воскресенская церковь еще
не построена", и просил "Рождественскую церковь, да в приделе Николая
чуд., освятить Паисиина монастыря архимандриту Павлу на выданном
антиминсе и о том освящении к оному архимандриту послать указ". [45,
с. 187-188] |
|