|
Богоявленская г. Галич
имет два храма - теплый в два этажа и холодный, оба каменные,
с такою же
колокольнею. Первый
построен в 1686-1689 гг.
на средства прихожан и благотворителей, второй
освящен в 1758 г.
Ограда железная на каменном фундаменте.
Кладбище общее городск. при Воскресенской церкви. В
холодном храме
один престол - в честь Богоявления.
В теплом, в нижнем этаже, 3 престола:
a) в честь
святит. Николая Чудотворца, б) трех святителей вселенских:
Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и в) святителей Московских Петра,
Алексия, Ионы и Филиппа; в верхнем этаже один
престол - в честь преп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев.
К достопримечательностям церкви относятся местночтимые
иконы: а) Божией Матери Иерусалимская, б)
св. вмч. Иоанна воина и в) св. вмч. и цел. Пантелеймона. Ближайшие церкви: Христорождественская
и Вознесенская городские. [1,
с. 73-74],
[3,
с. 68] Из храмового комплекса Богоявления до
наших дней сохранилась лишь теплая Николаевская церковь.
[Прим. сост.]
В 1628 г.
упоминается церковь "Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
(sic) Христа". В
июне 1683 г. "запечатана благословенная грамота на три престола по
челобитью г. Галича церкви Богоявления Господня попов Евдокима да Савина
Иванов. да прихожан посадских людей Гаврила Нечаева с товарищи, велено в
Галиче на посаде построить каменную церковь во имя Николая чудотв. да в
приделе св. вел. муч. Георгия, а на верху тоя церкви и придела построить
другую церковь каменную же во имя Богоявления Господня настоящую". В октябре 1706 г. "посадский человек Роман Потепалов в
поданном в патр. казен. приказ прошении писал: "в прошлом в 1687 г. по
указу свят. патриарха и по благословенной грамоте велено в Галиче на
посаде новопостроенныя церкви Богоявления Господня да Николая чудотв.
каменныя освятить Паисеина монастыря архим. Селивестру и антиминс бы в
те церкви выдать и по той грамоте та Николаевская церковь освящена, а
Богоявленская церковь за недостройкою не освящена и тот архимандрит умре,
а ныне та Богоявленская церковь к освящению совсем изготовлена, и прошу
повелеть тое новопостроенную Богоявленскую церковь каменную освятить г.
Галича Спасскаго собору протопопу Иоанну". В
августе 1711 г. "церкви Богоявления Господня прихожанин Галицкия
приказные избы подъячий Кирил Борисов в патр. казен. приказ писал: в
прошлых годех в Галиче на посаде построена церковь каменная во имя
Богоявления Господня с приделы и о освящении тое церкви и приделов дана
была грамота на два придела из патр. казен. приказа на имя Паисиина
монастыря архимандрита Селиверста, и по той грамоте нижняя церковь
Николая чудотворца освящена в прошлом 1687 году и после того тот
архимандрит умре, а после его смерти тое грамоты в Паисиине монастыре не
сыскано, и о освящении верхние церкви Богоявления Господня в прошлом
1710 году дана грамота и та верхняя церковь освящена, а придел Зосимы и
Саватия Соловецких чудотворцев и по се число не освящен, а ко освящению
оной придел совсем изготовлен и антиминс данный к той церкви есть, и
ныне прошу о освящении того придела из патр. казен. приказа дать грамоту
в Галич к Спасскому протоприсвитеру Иоанну Григорьеву". В
феврале
1733 г. "били челом г. Галича церкви Богоявления Господня поп Федор
Никифоров, да церковный староста Галичанин посадской человек Борис
Михайлов Преснецов в Галицкой Духовной канцелярии, что в прошлом 1617 (sic)
г. в городе Галиче в приходе их построена церковь каменная во имя
Богоявления Господня, да под тоюж церковью внизу церковь же во имя
Николая чуд., а ныне в оной Николаевской церкви в олтаре пол стал быть
ветх и божественныя литургии у престола Божия служить не возможно и чтоб
повелено было в помянутой церкви чуд. Николая в олтаре вновь построить
каменной пол и о строении и о поколебании св. престола дать указ...". В
марте 1733 г. "запечатан указ о поколебании престола Спасскаго собора
протопопу Михаилу Ермилову по челобитью церкви Богоявления Господня, что
на посаде прихожанина Тереньтья Евдокимова и при нем оной же церкви попа
Федора Никифорова с приходскими людьми, велено против их челобитья в
нижней церкви Николая чуд. вместо деревянного полу построить каменный
пол и поколебаемой престол освятить ему, протопопу".
[45,
с. 10-13] |
|