ПУТЕВОЙ ДНЕВНИК

[Возврат] [На главную]
 

Цель поездки - поиск сел - "потеряшек": Александровского и Черноземных Ключей в Кировской области, Екатериненского и Никольского в Тумбасах в Нижегородской области и Кокрина в Костромской.

 
25.04.2009 (суббота)
 

11.00. Выгружаюсь из поезда СПб - Тюмень на станции Шабалино Кировской области (пос. Ленинское). С собой все необходимое для автономных путешествий. Заранее "оборвал" телефоны округи, чтобы найти людей, которые знают местонахождение искомых "объектов". Меня встречает проводник Алексей Созинов, едем через Новую Указну в бывшее село Александровское. В свое время село значилось в Костромской губернии.

11.45. Машину оставляем в Новой Указне. Дальше идем пешком.

12.25. Урочище Александровское. Самой Александровской церкви уже давно нет, да и села тоже. Фотографирую место, где стоял храм. Мой проводник, потомок последнего священника церкви Василия Александровича Волчкова, показывает три кедра, которые посадил его пращур. Начинается снегопад огромными хлопьями.

Место, где стояла церковь.

Три кедра.

Идем в Новую Указну и уже на машине возвращаемся в пос. Ленинское. В телефонных разговорах меня обнадежили, что вроде есть фотография Александровской церкви, но действительность не оправдала моих ожиданий. Едем в деревню Большую Козловку, там планируется ночевка и завтра с утра вояж в бывшее село Черноземные Ключи.

15.25. Большая Козловка. Проводник ставит меня на постой и уезжает. Гостя уже ждет баня. Отказываться неловко, иду париться с веником под мышкой.

 
26.04.2009 (воскресенье)
 

5.30. Подъем, короткие сборы, пьем чай и выдвигаемся, с хозяином моего пристанища, из Большой Козловки в Черноземные Ключи. Прощаюсь с радушной хозяйкой. Она шепчет мне на ухо: "Деду денег не давай". По пути заходим в починок Ключевский, с надеждой найти фотографию Покровской церкви. Увы.

7.05. Урочище Черноземные Ключи. Фотографирую заснеженные бугры Покровской церкви.

Заросший фундамент Покровской церкви.

Прощаюсь с проводником. Хозяйку я ослушался, неловко как-то эксплуатировать старика, ему еще идти обратно. Мой же путь лежит дальше по лесным дорогам в бывшее село Покровское (Какшу), до него километров двадцать.

7.50. Деревня Комлиха. Уже нежилая.

Деревня Комлиха.

8.10. Сворачиваю на просеку. Ночью подморозило и наст еще держит меня. Иду по нему достаточно резво. Поскольку планировалось хождение по лесам, взял с собой в поездку для самоуспокоения несколько новогодних петард, ну чтобы зверьё голодное отпугивать. Не знаю, что меня дернуло провести испытание "изделия". Чиркаю петардой о коробок, отбрасываю в сторону, продолжаю движение. Один, два, три, четыре... Бабах! В ту же секунду передо мной со скоростью молнии проносится нечто шерстяное, только "корма" мелькает меж деревьев. Кто именно, до сих пор теряюсь в догадках. Все происходит так быстро, что я толком и испугаться не успеваю. Осматриваю следы, - животинка, вроде, копытная. Рогов не узрел. Цвет - черный с подпалинами. Лосиха, быть может. Вот страху натерпелась-то. Больше я петарды впустую не использовал и не впустую тож.

8.25. Теплеет и наст начинает проваливаться, а я утопать в снегу выше колена. Взмок за пять минут. Сваливаю с просеки в лес и "скачу" от дерева к дереву.

9.20. Выбредаю на "трассу" Гостовский - Сява перед мостом через речку Какшу. Мне налево, вниз по течению реки.

10.10. Миную урочище Петровское.

Урочище Петровское.

10.25. Урочище Шабалиха.

Урочище Шабалиха.

11.25. Перехожу по мосту на правый берег Какши.

Река Какша.

Бывшее село Покровское (Какша) за мостом налево, но я сворачиваю направо в деревню Жирново, нужно пообщаться с директором охотхозяйства С.А. Евтиховым, с ним я созванивался заранее по поводу фотографии Вознесенской церкви. Стучусь в дом, меня встречает хозяин и сразу приглашает отобедать. Фотографию церкви к моему визиту он не нашел, но нарисовал рисунок по памяти.

В разговоре выясняю, как обстоят дела с гостиницами по моему маршруту. Гостиниц нет, записываю телефон директора детского дома в селе Верховском. Может, пригодится. Прощаемся.

От деревни до урочища Покровского ровно километр по лесной дороге, строго на юг вдоль реки. За Покровским, река Какша, после впадения в нее речки Шачи, повышает статус и становится рекой Большой Какшей.

13.20 - 13.30. Урочище Покровское (Какша). Фотографирую бугры заросшего фундамента Вознесенской церкви.

Заросшие развалины Вознесенской церкви.

Стенная стяжка.

Тут же, у металлической стенной стяжки, свернувшись клубком, греется на весеннем солнышке черная рептилия.

Черная гадюка?

Возвращаюсь в Жирново и ухожу по грунтовке в сторону Сявы. До нее километров 25. Уповаю на попутный транспорт.

15.15. Урочище Кожино.

Кожино.

15.50. Дорога за Рекутиным.

Дорога.

16.35. Дорога за урочищем Анферовым.

Дорога.

19.35. Рабочий поселок Сява Нижегородской области. За весь день не встретил ни одной машины. Выпадаю из графика. Захожу в первый попавшийся на пути магазин, покупаю банку тушенки, хлеб и воду. На автостанции уточняю расписание транспорта на Шахунью. Завтра к 7.00 нужно поспеть к автобусу. Гостиницы нет, перехожу по подвесному мосту на левый пустынный берег реки Большой Какши, ставлю палатку, кипячу воду, ужинаю и готовлюсь ко сну. Итог сегодняшнего дня - 50 км. на своих двоих.

 
27.04.2009 (понедельник)
 

5.30. Подъем, готовлю завтрак, собираю палатку. Бреду на автостанцию. В планах на сегодня последовательно села: Екатериненское, Верховское, Хмелевицы, Андрианово и Новоуспенское.

 
6.40. Фотографирую подвесной мост и левый берег реки, на котором провел ночь.

Подвесной мост через реку Большую Какшу.

7.00. Автобус маршрута "Сява - Шахунья" везет меня на юг. Поездка длится всего 10 минут. Выхожу в Доронькине. Нужно опросить жителей деревни насчет искомого села. Захожу в контору местного сельхозпредприятия, за столом дама, перед ней "навытяжку" несколько мужиков, похоже, идет инструктаж перед рабочим днем. Рассказываю ей, что разыскиваю село Екатериненское, а на картах такого нет, но вроде это современное Новошорино. Дама с отзывчивым сердцем, тут же находит мне "языка" из рабочих, отряжает его в проводники, но кандидат увиливает: "А чего искать-то, как справа памятник увидишь, тут тебе и Новошорино, церкви нет, на ее месте школа была построена". - "И на том спасибо!" До искомой цели километров шесть, нужно поспешать, чтобы успеть вернуться в Доронькино к следующему автобусу.

8.45. А вот и памятник воинам-землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Исследую урочище Новошорино вдоль и поперек, разумеется, в меру отведенного времени. Обнаруживаю несколько развалин деревянных сооружений. Где точно могла находиться Екатериненская церковь выяснить не удается. Возвращаюсь.

Памятник погибшим воинам.

Развалины дома.

10.45. Выхожу на трассу в Доронькине. До автобуса чуть меньше часа. Останавливаю легковушку. Прошу подбросить до Верховского. Автобус буду ждать там.

11.10. Село Верховское. Трехсвятительская церковь.

Здание бывшей Трехсвятительской церкви.

Апсида и основной объем храма.

11.50. Сажусь в автобус до Хмелевиц.

12.20. Хмелевицы. Макарьевская церковь. Из Хмелевиц на своих двоих шагаю в Андрианово. Надежда на попутный транспорт.

 

Макарьевская церковь.

Основной объем храма.

12.35. На западной окраине села фотографирую кладбищенскую часовню.

Часовня на кладбище в Хмелевицах.

Прохожу километров десять, попутных машин не много, голосую - не берут. Слышу звук тормозов, оглядываюсь, грузовик-фургон "ГАЗ" останавливается: "Тебе куда?" - "В Андрианово". - "Садись, подвезу". - "Спасибо!" Водитель, Петр Толчин, - житель искомого села. На мой вопрос, сохранилась ли церковь, отвечает, что на ее месте сейчас памятник местным жителям, погибшим в Великую Отечественную войну. "Сначала перекусим, потом я тебе все покажу", - добавляет он.

15.30. После обеда, гостеприимный хозяин ведет меня в сквер, где стояла церковь, показывает бывший дом причта и оконные решетки, вроде как с Введенской церкви, которые он у кого-то то ли выкупил, то ли выменял. Попутно осведомляется о моих планах. Я отвечаю, что сегодня планирую добраться до Новоуспенского, а оттуда в Ветлугу. "До Новоуспенского я тебя подброшу", - говорит Петр. - "Спасибо!"

Паямятник воинам-односельчанам.

Дом причта.

Оконные решетки.

16.15. Новоуспенское (Холкино). Фотографирую Успенскую церковь.

Успенская церковь.

Планирую завтрашний день посвятить поискам Никольской в Тумбасах церкви и у знакомых Петра, живущих в Новоуспенском, выпытываю, к кому в Ветлуге можно обратиться за информацией по этому вопросу. Те звонят в город и через пару минут дают мне телефон Сергея Васильевича Быкова, директора Ветлужского агропромышленного техникума, добавляя, что меня уже ждут. Прощаюсь с Петром и его друзьями, выхожу на большак ловить попутку. Двадцать минут ожидания и ни одной машины, ни в ту, ни в другую сторону. Звоню в Ветлугу, вызываю такси для эвакуации своей персоны. Через полчаса приходит авто. Сначала еду в гостиницу по адресу Микрорайон, д. 21, затем в агропромышленный техникум. Сергей Васильевич звонит в поселок им. Калинина и в Новопокровское - ближайшие к искомому селу крупные населенные пункты. Увы, никто на той стороне телефонной трубки про Никольское не знает. За чаем приходим к выводу, что нужно ехать в ближайшую к селу деревню Бердничата и "пытать" местных жителей на предмет искомого объекта. На генштабовской километровке, в предполагаемом месте, обозначены две речки Тумбас и Тумбас Средний. И даже кладбище отмечено, однако находилось оно в полукилометре от церкви, поди найди храм. Без знающего проводника никак. Прощаюсь с директором, шагаю на отдых в гостиницу. По пути захожу на автостанцию. Автобус на Бердничата в 5.45. За сегодня натопал 22 километра.

 
28.04.2009 (вторник)
 

4.30. Подъем, завтрак. Облегчаю рюкзак, оставляю в нем только необходимые предметы. Автобус должен проходить рядом с гостиницей, но я не рискую, иду грузиться на автостанцию.

5.25. По пути фотографирую часовню в ограде бывшего Воскресенского собора Ветлуги.

Часовня в ограде бывшего Воскресенского собора.

5.45. Отправляемся от автостанции. В автобусе, кроме меня еще пара пассажиров.

7.00. Деревня Бердничата, конечная. Выхожу из автобуса, иду в сторону деревни, навстречу мне тянется цепочка местных жителей, в основном женщины, наверное, на работу едут. Выбираю глазами потенциального проводника. Замечаю мужика, лет сорока, здороваюсь, спрашиваю: "Знаете ли, где находилось село Никольское в Тумбасах?" - "Знаю". - "Проводите? - тут я быстро соображаю, что такую удачу терять нельзя и сразу озвучиваю сумму гонорара за работу. - Беретесь?" - "Да, - мужчина представляется. - Меня Владимиром зовут".  Бодрым шагом идем в обратную сторону к его дому, на ходу обсуждая основную проблему вояжа, как нам перебраться через реку Вол. "Лодку я еще с прошлого года не латал, а в забродниках, боюсь не перейдем, вода большая", - говорит он. Дома мой проводник надевает сапоги и мы движемся вдоль реки к "штатному" броду.

7.15. Подходим к реке, оцениваем ширину разлива - больше сотни метров. "Нужно идти в верховье Вола", - говорит мой спутник, - там будем искать переправу". Идем на юг вдоль реки. Минуем деревню Варакшата, за ней первое препятствие - ручей, тоже разлился метров на десять. Владимир в сапогах, я в ботинках с мембраной, шнурки приходится подтягивать перед каждым водным препятствием. Переходим ручей, идем дальше. За деревней - устье реки Средний Тумбас, тут она впадает в Вол. За устьем Вол становится уже, и мы присматриваемся, где же можно переправиться на другую сторону.

8.55. Первая попытка перейти препятствие проваливается. Бобры пытались нам помочь, завалив дерево, но, увы, упало оно не в реку, а в обратную сторону.

Чистая работа, но - в никуда.

Осина, после трапезы.

Бобровая "тропа".

10.10. С пятой попытки переходим речку. Ходили вдоль нее туда-сюда в пределах километра, все же нашли подходящее бревно. Идем дальше. По пути встречаются водные преграды, но вполне себе преодолимые.

14.00. Форсируем Средний Тумбас в его верховьях. Идем на север к кладбищу.

14.55. Кладбище села Никольского. На нем, в частности, похоронен отец Владимира. По надписи на обелиске узнаю, с некоторым удивлением, фамилию своего спутника - Флоренский.

Крест на кладбище села.

Могила отца моего проводника.

15.15. Ура! Приходим, наконец, на место Никольской, что в Тумбасах церкви, сделав от точки старта внушительный крюк в 23 километра. Летом по лесным дорогам до Никольского километров десять. От храма остался едва заметный периметр фундамента. Рядом стоит основание деревянного креста, то ли надмогильного, то ли поклонного.

Основание деревянного креста.

Прикидываем, что возвращаться обратно тем же путем нецелесообразно. Во-первых, устали, во-вторых, придем только к полуночи, в-третьих, день солнечный и вода в реках, похоже, прибывает, перейдем ли там, где утром переходили, - не факт. Решаем идти в направлении Бердничат, как говорится, "поближе к людям" и ориентироваться по ситуации.
 
15.30. Подходим к Тумбасу (без приставки). Через реку перекинут мост. Видать, дорога на кладбище - с севера. Пришла пора подкрепиться. Грею воду, завариваю на двоих быстросуп и чай. На десерт - ненавистный, но энергоемкий "Сникерс". На левом берегу Тумбаса замечаю древний сундук. Кто притащил сюда сей артефакт и зачем, Бог весть.

Мост через речку Тумбас.

Вид на Тумбас с моста.

"Эцих без гвоздей".

16.20. Отобедав и слегка отдохнув, трогаемся в обратный путь.
 
17.25. Выходим на лесовозную дорогу, ведущую в поселок им. Калинина.

Лесовозная дорога.

Перед урочищем Красные пруды сворачиваем в сторону Бердничат. До реки дойти не проблема, а вот как перебраться в деревню?

18.25 - 19.30. Уходим с дороги вправо. Делаем попытку форсировать Тумбас Средний, в надежде выйти к месту нашей утренней переправы через Вол.

Разлив Тумбаса Среднего.

Увы, вода большая. Принимаем окончательное решение двигаться к "штатному" броду у Бердничат.

19.50. Выходим на лесную дорогу за урочищем Киселевская. Скользко. Вдали слышится рокот мотора. Проводник прислушивается: "Это вездеход из Калинина, охотники, наверное". "Что за вездеход?" - вопрошаю. - "Гусеничный, плавающий, похоже, в Бердничата идет". "Что? Рванули?" - переглядываемся. Рванули, но по льду особо не набегаешь. Решаем срезать угол по лесу. А тут снег, тоже не разбежишься. Выскакиваем мы на лесовозную колею с опозданием минуты на три. Слышим только затихающий гул мотора. Вездеход, наверное, уже у брода, а нам еще полтора километра до него. Идем к реке, там видно будет. "А позвонить кому-нибудь можно, у кого лодка есть?" - спрашиваю. - "Можно, только денег на телефоне нет". "Тогда с моего", - достаю телефон, упс, а МТС-а нет. И здесь влипли. Владимир ворчит: "Я пойду вброд". "Хм, - представляю себя, идущего по пояс в ледяной воде и добавляю: - Не, я если что - пойду в поселок Калинина".

20.35. Подходим к броду без особой надежды и видим, что вездеход стоит на той стороне реки. Разумеется, машем руками: "Э-э-э! Мы тут! Спасите! Помогите!" Глядим, мужики выходят, смотрят на нас, шушукаются и грузятся в машину. "Ну, - думаю. - И куда поедем?" Вездеход фыркает, разворачивается и входит в воду. Уф. Отлегло. Не бросили нас. Тут бы и сказке  конец, да не тут-то было!

На середине реки затор из досок и бревен. То ли течение вездеход сносит, то ли что другое, но машина въезжает в этот затор. Одно из бревен пробивает лобовое стекло со стороны водителя и поднимает вездеход на дыбы. В верхней точке транспортер на секунду замирает, а затем медленно сползает с бревна назад. Мы с Владимиром стоим с окаменевшими лицами. Нет, видим, что машина управляется и продолжает движение. Справа от нас, метрах в пяти от берега, из воды торчит береза, склонившись в сторону реки. И опять машину тянет в сторону. Она врезается в ствол дерева и ныряет под него. В разбитое стекло хлещет вода, двигатель глохнет и вездеход замирает "попой" кверху.

Мы уже хотели было лезть в воду, но тут верхние люки кабины открылись и оттуда появились два по уши мокрых мужика. "Все живы?!" - кричим. "Все", - цедит сквозь зубы крупный дядька, похоже, водитель. Двое из "экипажа" были в кабине. Еще один мужчина с подростком сидели в кузове, который остался "на плаву". Бредут по воде к берегу. Всем табором разводим костер, подтягиваем на него крест-накрест два сухих ствола деревьев. "Корму течением сносит, вот влево и тянет, - поясняет водитель, - я вовремя успел пригнуться, когда бревно в кабину вошло, дальше уже не видел ничего". Добавляет, что нужно трактор из Калинина вызывать, вытаскивать вездеход и сливать масло. На газовой горелке кипячу воду, чтобы напоить чаем промокших до нитки спасателей. Собственно говоря, могло быть и хуже. Среди охотников, правда, был врач-хирург из Нижнего. Слава Богу, ему работы не нашлось. А вот связь у мужиков в порядке. Через полчаса к нашему берегу подруливает казанка и меня с моим спутником первыми решают эвакуировать на "Большую землю". Развожу руками: "Извините, так вышло. Спасибо!"

21.50. Мы с проводником на правом берегу реки, а вездеход с "экипажем" на левом. Парадокс, еще час назад все было наоборот. Вечереет, Владимир предлагает переночевать у него. Находили мы сегодня километров 40.

 
29.04.2009 (среда)
 

6.15. Подъем, пьем чай с хозяином. Сегодня в планах церкви сел Новопокровского, Турани, Белышева и самой Ветлуги. К семи часам выходим с Владимиром к автобусу. Поедем до села Новопокровского. Мой спутник на работу, я фотографировать Покровскую церковь. За рекой стрекочет трактор. Да, задали мы вчера мужикам работенки.

7.30. Новопокровское. Выгружаемся из автобуса, прощаюсь со своим спутником. Фотографирую бывшую Покровскую церковь.

Бывшая Покровская церковь.

С северной стороны здания замечаю кирпичный фасад в архитектурных формах нач. XX в. Может, в Новопокровском строили каменную церковь, но в связи с известными событиями не достроили? Пытаюсь узнать об этом у местных жителей. Пожимают плечами, советуют обратиться в сельскую библиотеку. Жду ее открытия. К сожалению, никакой дополнительной информации об этом здании узнать не удается. Выдвигаюсь в сторону Ветлуги. За селом торможу попутную легковушку и прошу довезти до Турани.

9.40. Турань. Храмовый комплекс Троицкой и Георгиевских церквей. Троицкая деревянная церковь совсем "на ладан дышит".

Храмовый комплекс Георгиевской и Троицкой церквей.

Георгиевская церковь.

Троицкая церковь.

Снова выхожу на трассу, топаю в сторону Белышева, ловлю попутку.

10.35. Белышево. Воскресенская церковь.

Воскресенская церковь.

Четверик храма.

10.45. Невдалеке от церкви примечательный дом в бывшей усадьбе Мещерских-Бердниковых.

Дом в бывшей усадьбе Мещерских-Бердниковых.

На попутной машине возвращаюсь в Ветлугу.

13.30. После обеда выхожу на прогулку по городу. Фотографирую бывший Воскресенский собор.

Хлебозавод в четверике бывшего Воскресенского собора.

 

13.40. Троицкая церковь.

Троицкая церковь.

13.55. Екатериненская церковь.

Екатериненская церковь.

Колокольня и ворота ограды храма.

14.05. Вид на реку Ветлугу от моста.

Река Ветлуга.

14.40. Захожу в Ветлужский краеведческий музей пообщаться с руководством и научными сотрудниками. Коллеги любезно предоставляют возможность переснять старые фотографий церквей города и фото Богородицкого женского монастыря, что на севере Костромской области. Спрашиваю, знают ли они что-нибудь о Казанской церкви в Ново-Казанской женской общине, построенной в 1908 г. В экспозиции музея мне показывают картину-реконструкцию художника А. Селезнева "Турань. Монастырь в Сокольниках". Теперь понятно, где находилась обитель. Спасибо! Эх, знать бы чуть раньше. Был же утром в тех местах.

"Турань. Монастырь в Сокольниках". Картина-реконструкция художника А. Селезнева, 2007 г. Ветлужский краеведческий музей.

Возвращаюсь в гостиницу.

22.55. Покидаю Ветлугу на транзитном автобусе Нижний Новгород-Шарья.

0.20. Город Шарья Костромской области. Автовокзал. Беру такси до одноименной гостиницы на ул. Чапаева, 13. Завтра, то бишь сегодня, встречаюсь с В.П. Овчинниковым, обмен краеведческой информацией и есть ряд вопросов по церквам севера Костромской губернии.

 
30.04.2009 (четверг)
 
7.15. Подъем, завтрак. Выхожу на прогулку по городу.

8.20. Фотографирую Николаевскую церковь.

Николаевская церковь в Шарье.

10.00. Заглядываю в Шарьинский краеведческий музей. Справляюсь о наличии старых фотографий окрестных храмов. Увы, старых фото нет. Подсказывают, что в книге В.Я. Гущина о Шарье, была опубликована фотография Богородицкой церкви села Дароватова.

11.00. Встречаемся с В.П. Овчинниковым у церкви цесаревича Алексия. Идем в библиотеку храма. Переснимаю фотографии сгоревшей деревянной Николаевской церкви, постройки 1916 г.

12.00. Снова Николаевская церковь, Валерий Павлович ведет меня знакомить с о. Димитрием, настоятелем храма. Тот, в свою очередь, приглашает нас в трапезную. После обеда излагаю собеседникам свои "нужды". Знают ли они о церкви в селе Кокрине, сохранилась ли церковь в селе Хорошевском под Вохмой и что сейчас на месте Богородицкого женского монастыря? Отец Димитрий куда-то звонит и выясняет, что в Хорошей, так она сейчас называется, сохранились развалины храма. А по поводу Кокрина мне лучше узнать все на месте у В.М. Киприянова, который живет в селе Кажирове. Звонит Владимиру Михайловичу, тот готов меня встретить. На месте Богородицкого монастыря по его инициативе установлены поклонные кресты. Прощаюсь со своими новыми знакомыми. Возвращаюсь за вещами в гостиницу. Нужно спешить на автостанцию.

13.40. На рейсовом пазике отправляюсь в Вохму.

17.20. Автостанция Вохмы. Выясняю, что до Хорошей и Кажирова в это время можно добраться только на такси. Ангажирую старенький "Фольцваген-Гольф". Сначала в Хорошую, затем в Кажирово. Машина приземистая, спрашиваю у водителя, как можно ездить по таким дорогам. "Ничего, нормально, да я не один, у нас тут клуб гольфистов", - парирует он.

18.20. Подъезжаем к бывшему селу Хорошевскому. Оставляю водителя на дороге, "углубляюсь" в село. Уточняю у местных жителей, где был храм. Фотографирую развалины Георгиевской церкви, выхожу к машине. Теперь, без возврата в Вохму, гоним в Кажирово. У деревни Конницы сворачиваем направо, срезаем угол.

Фрагмент кирпичной кладки Георгиевской церкви.

19.20. Кажирово. Проезжаем Богоявленскую (Николаевскую) церковь. Прошу остановиться, пока есть свет можно сфотографировать храм. Отпускаю водителя. Здание храма отремонтировано и выбелено.

Николаевская церковь.

Северный фасад храма.

19.40. Стучусь в дом Киприяновых. Меня встречает хозяин с хозяйкой, представляются Владимиром и Татьяной Борисовной, с ними 6-летний внучок Николай. Хозяйка сразу пытается накормить гостя, сопротивление бесполезно. Меня селят в гостевом домике. Иду с Владимиром посмотреть на церковь изнутри. Он староста храма. В помещении тепло, печка в углу, служить можно, но штатного священника нет. Спрашиваю Владимира: "Мужики то в храм ходят?" - "Никто не ходит". - "Как так?" - "Да так, приехал как-то священник из Вохмы, бабы собрались, он им про Страшный суд, они послушали и загудели, что лучше этого не знать и разошлись". Рассказал, что много народу у них собирается в январе на Богоявление и на день памяти святых Царственных мучеников в июле: "Крестный ход идет из Шарьи". В гостях у Киприяновых еще охотники из Москвы, так что я, может, и не совсем вовремя. Расспрашиваю у хозяина о селе Кокрине и Богородицком монастыре. Про церковь в Кокрине Владимиру ничего не известно. На карте в этом месте деревня Хмелевка. Договариваемся, что он утром подбросит меня на машине до села Заветлужья. А после полудня перевезет вместе с охотниками на другой берег Якшанги к Богородицкому монастырю. Иду на ночлег в гостевой домик.

 
01.05.2009 (пятница)
 

5.00. Подъем, завтрак. Разгружаю рюкзак, оставляю только необходимое, выхожу из дома. Хозяин уже у гаража, прогревает жигуленка.

5.55. Заветлужье. Фотографирую Покровскую церковь. Весьма неожиданно, на карте и в "Памятниках" ее нет.

Южный фасад храма.

Едем дальше, Владимир говорит, что немного пройдет со мной уже по своим охотоведческим делам. Через пару километров съезжаем на обочину и шагаем на своих двоих, легковушке дальше не проехать.

6.45. Мой спутник поднимает руку и шепчет: "Стой! Пригнись! Смотри!". Впереди на горке, распушив хвосты, переминаются два самца тетерева. Щелкаю затвором фотоаппарата. Наверное, делаю это слишком шумно. Птицы поднимаются в воздух. Владимир смотрит на меня с явным с укором: "Ну что же ты". Расстаемся, договариваемся встретиться в 14.00 на реке Якшанге в 4-х километрах южнее Заветлужья. Туда на охоту Владимир привезет своих московских гостей. Времени впритык, до Кокрина и обратно к месту встречи - километров 30.

Тетерев на токовище.

Спугнули.

9.10. Хмелевка. Впереди меня пустое поле, разделенное ручьем. Справа - деревянная рубленая вышка, видимо, для охоты на медведя. Нужно найти место, где стоял храм. Перехожу поле, ручей, глазами ищу "пригодный" рельеф. За полем низина, двигаюсь по краю "обрыва".

9.20. На самом высоком месте обнаруживаю развалины Христорождественской церкви. Здравствуй Кокрино! Фотографирую фрагменты кирпичной кладки храма и кресты на кладбище. Можно возвращаться.

Развалины церкви.

Стенная стяжка (?).

Надмогильный крест.

11.08. Так выглядит дорога в районе урочища Рыжакова.

Дорога обратно в Заветлужье.

13.05. Снова Заветлужье. Перед Покровской церковью сворачиваю направо к Якшанге. До реки еще 4 километра. С тракторной колеи снова фотографирую полуразрушенный храм.

Заветлужье.

14.00. В условленном месте никого не обнаруживаю. Может, мы с Владимиром не поняли друг друга.

14.30. Выдвигаюсь к Кажирову по лесной дороге наискосок, минуя Заветлужье. На полянке решаю устроить обед. Кипячу воду, готовлю нехитрую снедь. Только беру в руки ложку, как вижу, из леса вперевалку выползает колесный трактор с бортовой тележкой. За рулем Владимир, в тележке его гости: "Ты уже здесь?! Давай в кузов!" - "Куда ж я от миски. Поем - догоню". Благо ушел от реки всего километра на полтора. Заканчиваю трапезу, возвращаюсь к Якшанге.

16.30. Охотники разбивают лагерь у реки. Два московских гостя, отец с сыном-подростком остаются на левом берегу. Договариваемся с ними, что завтра в полдень я подам сигнал красной ракетой, чтобы они меня встретили. Мы с Владимиром и его третьим гостем переправляемся в резиновой лодке на правый берег. Меня сажают за весла: "Умеешь?" - "Попробую". - "Завтра тебе возвращаться одному, тренируйся". Управлять лодкой непросто, юркает она из стороны в сторону, но, в конце концов, пристает к правому берегу. Вода большая. У моих спутников сапоги, у меня ботинки. Метров 20 меня еще волокут в лодке по "разливу". Оставляем плавсредство на дороге. Мои спутники разбирают рюкзаки, мне достается палатка.

18.00. Мы на месте ночевки. Бросаем вещи, ставим палатку, разводим костер. Внизу на роднике часовня в честь Федоровской иконы Божией Матери. Спускаемся к ручью за водой.

Поклонный крест и часовня с купальней

Ручей

Владимир уходит с приятелем показать ему его "лёжку" рядом с токовищем. Перед рассветом стрелку нужно будет занять эту позицию. На кого тот собирается охотиться, на глухаря или на тетерева, я не спросил. Меня оставляют кашеварить, варю картошку, кипячу чай. Через час мои спутники возвращаются, а тут и ужин поспевает. После трапезы Владимир со своим товарищем остаются общаться у костра, а я ныряю в палатку, залезаю в спальник и засыпаю. Протопал сегодня километров 40, мне не до разговоров. Завтра нужно попасть на место бывшего Богородицкого монастыря и сходить туда-обратно в село Матвеевское, а вставать рано.
 
02.05.2009 (суббота)
 
4.45. Подъем. Охотника уже в палатке нет. Глотаем чай из термоса. Владимир "торжественно" вручает мне рюкзак с топором и штанами химзащиты, доводит меня до развилки: "Налево, - говорит, - дорога на Матвеевское, направо - тропинка в Богородицкий монастырь. Не знаю, можно ли перейти речку, топор есть, если что". Расходимся. Иду по лесной тропинке к речке Полдневке. Летом, наверное, ее и речкой-то назвать слишком громко, а сейчас я ощущаю ее "дыхание" метров за 50. Разлилась не по-детски. На кочке оставляю рюкзак и "переобуваюсь". Вместо ботинок натягиваю прорезиненные штаны на лямках. Подхожу по разливу к руслу реки. Ширина его метров пять и самое обидное, что рядом нет ни одного подходящего дерева, которое, если завалить его, уверенно достанет до другого берега. Все же пытаюсь срубить более-менее пригодную елку, но она цепляется верхушкой за "соседку" и не падает. Подхожу поближе к реке, думаю, что бы еще предпринять. Вижу под водой в полуметре от поверхности толстое бревно. Вероятно, это подтопленный "штатный" переход. Вырубаю двухметровую жердь и "помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу" моя драгоценная персона мелкими шажками по стволу дерева. Шест до дна не достает, но течение прижимает его к бревну, так что мне удается держать устойчивое равновесие. Миную русло реки, оставляю дубину у переправы, перехожу разлив, снимаю комбинезон, отжимаю носки, костюмчик оказался негерметичным.
 
6.35. Найти местонахождение Богородицкого монастыря дело уже несложное. Владимир установил в периметре фундамента основного строения три поклонных креста. Фотографирую местность и заношу путевую точку в навигатор.

Поклонные кресты на месте утраченной обители.

Можно возвращаться. Перехожу речку таким же макаром. Уф. Слава Богу! Пожалуй, самый опасный эпизод моих странствий. Переобуваюсь, по тропинке выхожу на развилку, прячу рюкзак с инвентарем в кустах и устремляюсь по дороге в Матвеевское, до него километров восемь.

9.00. Деревня Новоселовцы уже нежилая.

Новоселовцы.

9.20. Так выглядит дорога в километре от Матвеевского.

Дорога перед Матвеевским.

9.40. Матвеевское. Бывшая Троицкая церковь. Фотографирую здание, захожу внутрь. По всей видимости, церковь использовалась как сельский клуб. Кресла, как в старых советских кинотеатрах, кругом разбросаны журналы прошлого века.

 

Бывшая Троицкая церковь в Матвеевском.

 

Все, можно возвращаться.

11.50. На развилке подбираю спрятанный рюкзак

12.50. Подхожу к Якшанге. Вода немного спала. Стреляю, как договаривались, красной ракетой. Затягиваю шнурки покрепче. Тащу лодку по разливу до подходящей глубины, сажусь в нее и гребу на другую сторону реки. К берегу подходит отец мальчика, помогает вытащить лодку на сушу. Рюкзак с топором и штанами химзащиты бросаю в кузов трактора. "Как охота", - спрашиваю. - "Никак. Не смогли стрелять. Зрелище на току завораживающее". Понимаю. Предлагают мне пообедать. Отказываюсь: "Спасибо, домой пора".

14.05. Заветлужье. Кратким путем в Кажирово решаю не идти, есть надежда, что поймаю попутку. В третий раз снимаю Покровскую церковь.

Южный фасад храма.

На восточной окраине села вижу стоящий "Москвич" с поднятым капотом. Спрашиваю водителя: "До Кажирова подбросите?" - "Заведется - подброшу". Закрывает капот, садится за руль. Заводится. Поехали. Все, пешеходие закончилось. Километров 30 накрутил за сегодня.

14.20. Я снова в доме Киприяновых. Пока ходил за вещами в гостевой домик, Татьяна Борисовна приготовила мне яичницу, которую я с удовольствием умял, запивая молоком и заедая черным хлебом. Ну как отказаться. Не может заботливая женщина отпустить гостя просто так. Заказываю такси до Вохмы. К вечернему автобусу на Шарью должен успеть.

15.20. Прощаюсь с гостеприимной хозяйкой, сажусь в машину.

15.50. По пути на минутку заезжаем в село Николу. Фотографирую Николаевскую церковь. Это, правда, уже Никольский уезд Вологодской губернии, но, с другой стороны, - современная Костромская область.

Северный фасад Николаевской церкви.

16.05. Автостанция Вохмы. Иду покупать билет. Меня перехватывает таксист: "На машине не хотите до Шарьи. Стоимость билета, как на автобусе, только нужно немного подождать, может, я еще кого найду". - "А на последний питерский поезд успеем? - на ходу прикидываю, если автобус, то ночевка в гостинице, плюс целый день болтаться в Шарье до вечернего поезда, то на то и выйдет. Добавляю, - давайте так, если успеем к паровозу - оплачу четыре места, если нет - два". "Лады, погнали!" - соглашается водитель. Рюкзак - в багажник, сам плюхаюсь на заднее сиденье. Действительно погнали, я даже пристегнулся. Только на одном, уж очень плохом участке трассы, водитель снизил скорость до 60-ти. "Машину не жалко?" - спрашиваю. - "А-а-а, все равно продаю".

17.45. Ж/д вокзал Шарьи. Успели. Отдаю водителю заслуженный гонорар. Беру билет на поезд Челябинск - СПб. Весенний сезон 2009 г. закрыт. Из Питера звоню Владимиру Киприянову в Кажирово со словами благодарности за теплый прием. Он со своими гостями только вернулся с охоты.

[Возврат] [На главную]

Православные храмы Костромской губернии