|
Ильинская с. Пема зданием каменная,
с такою же колокольнею, постр. в 1820 г. тщанием прихожан,
трехпрестольная: а) в
честь св. прор. Илии, б) св. Иоанна Крестителя и в) святит. Николая чудотворца.
Ограда каменная. Кладбище при церкви. Расстояние от Костромы 140 в., от Чухломы
27
в. От Галича 20 в. Ближайшие церкви: Предтеченская
с. Филимонова в 3 в. и
Богородицкая с. Морозовского в 4 в. [1,
с. 326],
[3,
с. 263]
Сохранилась только колокольня церкви.
[Прим. сост.]
В XVII в. село входило в состав
Галичского уезда. В 1628 г. упоминается
"церковь святого пророка
Ильи на погосте в Пемском стану". В
апреле 1707 г. "драгун Иван меньшой Прохоров Зиновьев в патр. казен.
приказ писал: "в Галицком уезде в Пемском стану
были две церкви Божии, одна во имя св. пророка Илии, а другая во имя
чудотворца Николая, и волею Божею погорели и после того пожару тех
церквей приходские люди построили одну церковь св. пророка Илии, а ныне
мы обещались построить церковь чуд. Николая да в приделе св. мученик
Флора и Лавра, а без указу и без благословенной грамоты на тое церковь
лесу ронить не смеем и просим повелеть на тое церковь бревна выронить и
тое церковь состроить и о том дать благословенную грамоту". В
начале ноябре 1718 г. "Галичскаго уезда, Пемскаго стана, погоста св. пр. Илии
поп Кирилла Кононов в поданном на имя в. г. в патр. казен. приказ
прошении писал: "у нашей вышеписанной церкви служат нас четыре
священников в том числе с нами служит вдовой поп четвертой Никита Иванов
без указа и без эпитрахельной памяти самовольно 8 лет, да он же вдовой
поп владеет против нас троих священников и берет всякой церковной доход,
такожде и землею и сенными покосами и нас он поп Никита в церковном
доходе изобижает напрасно и с нами по паям не делит не знамо для чего и
нам чинит в том обиду великую и мы от него помираем голодом напрасно от
его насильства и прошу из духовнаго приказа послать в город Галич к
протопопу, чтоб ему по тому указу разделить доход церковный всякой и
землю и сенные покосы на 4 доли по паям, чтоб нам быть всем священникам
в равенстве и служит он вдовой поп Никита литургию св. и молебны поет и
в приход ходит к роженицам с молитвами и со всякими требами и вели,
государь, ему протопопу его вдоваго попа Никиту Иванова выслать к Москве
в духовной приказ в пошлинных деньгах с записью с поручих для того, что
он служит самовольно без указу и не заплатя пошлин в казну". В
конце ноября 1718 г. "из патр. приказа послан указ в Галич к старосте
поповскому Рождественскому попу Борису Никифорову, которому
предписывалось: "той Ильинской церкви всем 4 священникам всякой
церковный доход и землю и сенные покосы, против протчих церквей,
разделить вправду, не наровя в том никому ни для чего и приказать им
владеть всем равным достоинством, а вдового попа Никиту, что он служит
без указу и без эпитрахельной памяти, сыскав, выслать к Москве за
крепким караулом без всякие поноровки тотчас безсрочно на его же
подводах для правежа на нем указанных пошлинных денег и против челобитья
в обидах к допросу, а ежели ты по сему указу вдоваго попа Никиту не
сыщешь и к высылке к Москве в патр. каз. приказ учинишь ему какую
поноровку для своих взятков, а хотя и вышлешь да не вскоре, и за то на
тебе доправлен будет штраф не малой, а для правежу на тебе штрафа
прислан будет из Москвы нарочной". В 1723 г. в
селе "поп Кирилло Кононов, дьячек Андрей Никитин, пономарь Иван
Александров, за определением попы: Александр Кононов, Василей Савин,
Никита Иванов, приходских 52 двора". В декабре
1731 г. "в синод. казен. приказ прислано доношение: "сего 1731 г. ноября
18 дня в прошении Пемскаго стану церкви св. прор. Илии, что на погосте,
священников Кирилла, да Александра Кононовых и всех приходских
людей в Галицкую духовных дел канцелярию объявлено: в нынешнем 1731 г.
прошедшаго августа против 6 дня ношною порою Галицкаго де уезда Пемскаго
стану церкви св. прор. Илии, что на погосте, домы их попов и с пожитками
от незнаемых воровских людей сожжены без остатку, а св. церкви и в них
всякая церковная утварь и св. образы все в целости, токмо св. олтарей
престолы обнажены за страхом означенного пожару, а именно: в настоящей
церкви св. прор. Илии, да в приделе св. муч. Христовы Параскевы,
нарицаемые Пятницы, во второй теплой церкви Николая чудотв., да в
приделе св. муч. Флора и Лавра, а оные престолы обнажены тоеж церкви
приходскими разных чинов людьми с недоразумения ... и дабы де повелено
было ... в показанных церквах на божественные престолы одежды и св.
антиминсы возложить по прежнему по преданию св. апостол и св. отец и по
церковному уставу и по указу кому надлежит, а Галицкая духовных дел
канцелярия без указу онаго позволения учинить не может".
[45,
с. 70-74] |
|